Морфология
В современном русском языке есть имена существительные, у которых наблюдаются колебания в грамматическом роде, например: лангуст - лангуста, скирд - скирда, щупалец - щупальце и др.
В русском литературном языке XIX века таких колебаний было значительно больше, особенно это наблюдалось у заимствованных слов и было связано с различным оформлением заимствованного слова. Еще в начале XX века употреблялись такие формы, как санатория, фильма, рельса наряду с формами санаторий, фильм, рельс (в произведениях М. Горького, К. Федина, Л. Леонова и др.).
Реально существующих параллельных вариантов, связанных с различным оформлением слова, сравнительно немного. Например:
балет - балета (реже), вольер (редко) - вольера, жираф - жирафа (редко), идиом (устар.) - идиома, клавиш (реже) - клавиша, перифраз (реже) - перифраза, плацкарт (реже) - плацкарта, скирд (реже) - скирда, шлиц - шлица (разг.), помидор - помидора (реже), клипс - клипса, рельс - рельса (спец., редко), сандалета - сандалет (реже), ставень - ставня, спазм - спазма, тапка - тапок (разг.), туфля - туфель (разг.)
Колебания в роде наблюдаются у существительных с нулевым окончанием и мягкой основой, а также на ж и ш. Отмечено 50 существительных с мягкой основой, у которых наблюдается колебание в роде, мужском или женском. С точки зрения семантики это: названия рыб, насекомых, животных, птиц (выпь, коростель, лебедь, моль, конь); вещественные существительные (ваниль, вермишель, толь, тюль, шампунь); разнообразные по семантике существительные конкретные.
У некоторых слов между формами нет ни лексических, ни стилистических различий: жираф - жирафа, рей - рея, скирд - скирда, ставень - ставня. У других слов такие различия существуют, например: спазм (специальное) - спазма (общелитературное), манжет (техническое: "прокладка между частями механизма") - манжета (общелитературное: "пристегнутый или пришитый обшлаг у рубахи, блузки") и под. У большинства слов в современном русском языке закрепилась в качестве нормативной (стилистически нейтральной) только одна из форм: рояль (м.р.), вуаль (ж.р.), погон (м.р.) и т.д. причин победы той или иной грамматической формы можно назвать несколько:
1) стремление к унификации форм; ср.: ботфорт (сапог), бакенбарда (борода) и т.д.;
2) стремление к экономии речевых усилий: фильм - фильма (устар.), погон - погона (устар.);
3) влияние языка-источника: плацкарта (билет на нумерованное место в вагоне поезда) - заимствование из немецкого языка, где это слово имеет форму женского рода
Общей тенденцией считается закрепление мужского рода (рояль, -я; лосось, -я; отель, -я; моль, -я; тюль, -я; шампунь, -я). К мужскому роду относится слово табель, -я; исключение: петровская табель о рангах. однако эта тенденция не является универсальной. В некоторых случаях устаревшей считается форма м.р., а нормативной - женского (вуаль, -и; мозоль, -и; дуэль, -и; шаль, -и; мышь, -и; пастель, -и; бандероль, -и; вермишель, -и).
Важно!
Только качественные прилагательные имеют две формы - полную и краткую: умный (какой?) - умен (каков?). Краткие прилагательные изменяются по родам и числам, но не изменяются по падежам. Краткие прилагательные всегда выступают в роли именной части сказуемого. Он умен. Она умна. Они умны. Высказывание умно.
Причастие - особая форма глагола, которая так же, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Однако, в отличие от прилагательного, причастие образуется от глагола. Чтобы не ошибиться в определении причастий, воспользуйтесь формулой: "тот, который + глагол", например, синеющий (лес) - "тот, который синеет".
Страдательные причастия могут иметь полную и краткую формы, например, решённый - решён, решена, решено, решены.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т-. В краткой форме причастия имеют одну букву н в суффиксе, в отличие от кратких прилагательных, например:
сказанный - сказана (краткое причастие), но странный - странна (краткое прилагательное).
Таким образом, в кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных. Поэтому ваша задача - правильно определить часть речи!
Все с детства помнят несколько правил орфографии, которые всплывают в сознании почти как стихи Агнии Барто ("Наша Таня громко плачет…"). К таким воспроизводимым почти бессознательно правилам можно отнести ""жи – ши" пиши с буквой "и"", "Цыган на цыпочках сказал цыпленку "цыц"" и "Все глаголы, кроме "брить", с окончанием на "ить" и 11 других (список)… относят ко 2 спряжению". Именно последнему правилу мы решили уделить внимание.
Итак, нам надо будет повторить, что такое "спряжение", сколько их в русском языке, какие глаголы к какому относят и как это определяется. По ходу разбора, как обычно, будут даны задания, в которых желающие просто повысить грамотность должны вставить пропущенные буквы, а желающие разобраться в теории русского языка должны сделать и иные задания.
1. Что мы понимаем под "спряжением".
"Спряжение – это изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и – в прош.вр. и сослаг.накл. [= условном] – по родам". Такое определение термину спряжение дает академическая грамматика русского языка, называемая обычно Грамматикой-80. Далее в ней указывается, что "в зависимости от системы флексий [= окончаний] в личных формах ед.и мн.ч. наст. и буд. простого вр. [то есть "полечу", а не "буду лететь"] все глаголы разделяются на два спряжения: первое и второе".
Следовательно, каждый глагол "спрягается", то есть изменяется в рамках возможных именно для этого глагола форм, и по результатам, полученным при наблюдении за окончаниями глагола в формах 1,2,3 лица, мы устанавливаем принадлежность этого глагола к типу спряжения.
Перечитайте два предыдущих абзаца – в них и речи нет об инфинитиве глагола!
Само слово "спряжение" входит в большую группу слов русского языка с общей моделью метонимического переноса значения "действие, процесс" на "результат". Сравните значения выделенного слова во фразах: Сочинение стихов Пушкин считал главным делом жизни. - За выпускное сочинение "двойки" обычно не ставят; Сбор земляники – сложная работа. – Сейчас модно пить даже не зеленый чай, а какой-нибудь сложный травяной сбор. – Домашняя работа сдана не в срок, к тому же в ней много ошибок. Из сказанного выше вытекает, что само выделение двух типов спряжения в русском языке основано на наблюдении над тем, какие окончания приобретают глаголы в личных формах наст. и буд. времени, и выделении двух наборов возможных окончаний: #33CC33"
1 спряжение 2 спряжение
1 л. ед.ч. -У/Ю: веду, знаю, плыву -У/Ю: люблю, вижу, кричу
2 л. ед.ч. -ЁШЬ/ЕШЬ: ведёшь, знаешь, плывёшь -ИШЬ: любишь, видишь, кричишь
3 л. ед.ч. -ЁТ/ЕТ: ведёт, знает, плывёт -ИТ: любит, видит, кричит
1 л. мн.ч. -ЁМ/ЕМ: ведём, знаем, плывём -ИМ: любим, видим, кричим
2 л. мн.ч. -ЁТЕ/ЕТЕ: ведёте, знаете, плывёте -ИТЕ: любите, видите, кричите
3 л. мн.ч. -УТ/ЮТ: ведут, знают, плывут -АТ/ЯТ: любят, видят, кричат
Глагол, поставленный в одну из этих форм, приобретает окончания либо первого, либо второго спряжения (об исключениях ниже). Следовательно, для определения типа спряжения глагола надо узнать набор его личных окончаний. Проще говоря, сначала мы должны проспрягать глагол в настоящем времени (глагол несовершенного вида) или в будущем (глагол совершенного вида).
2. При чем же здесь инфинитив?
Если вы внимательно посмотрите на приведенные в таблице примеры, а еще лучше – прочитаете все глаголы вслух, то сможете увидеть: в таблице у одних глаголов окончания ударные, у других – безударные. По законам русского языка гласные в безударном положении подвергаются изменению, редукции, и при произношении оказываются неразличимы. Если мы точно сделаем транскрипцию безударного окончания –ЕМ и безударного –ИМ, то звуки в транскрипции совпадут.
Именно эта особенность русского языка создает сложности для определяющих тип спряжения непосредственно по личным окончаниям. Действительно, если они ударные, сложности нет, а вот безударные окончания обоих спряжений мы слышим и произносим одинаково. Вот здесь нам могут пригодиться другие глагольные формы, в первую очередь инфинитив.
Запоминаем главное: инфинитив привлекается для определения типа спряжения только после проверки ударности/ безударности личного окончания. Если окончание стоит под ударением, дальнейшая проверка не нужна. Если же окончание безударное, тогда мы вынуждены возвращаться к начальной форме глагола – инфинитиву.
Схема вашей работы выглядит так: 1. Мы жили в Москве. – ставим глагол в форму настоящего времени (исключая 1 л.ед.ч.), получаем форму "живёшь, живут". Окончание в форме ударное и указывает на принадлежность глагола к 1 спряжению. 2. После сдачи экзамена он спал 12 часов. - ставим глагол в форму настоящего времени (исключая 1 л.ед.ч.), получаем форму "спишь, спят". Окончание в форме ударное и указывает на принадлежность глагола к 2 спряжению. 3. Мы работали на сборе черешни целый месяц и получили по 12000 рублей. - ставим первый глагол в форму настоящего времени (исключая 1 л.ед.ч.), а второй в простое буд.вр. Получаем формы "работаешь, работают" и "получишь, получат", в которых личные окончания оказались безударными. ТОЛЬКО в этом случае мы привлекаем формулу, с которой начали разговор.
Только в этом случае привлекаем известное правило: все глаголы на –ИТЬ в инфинитиве, кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться; семь глаголов на –ЕТЬ в инфинитиве (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть), а также 4 на –АТЬ (дышать, гнать, слышать, держать) и , кроме того, все образования от этих 11 глаголов с приставками (выгнать, возненавидеть) относят ко 2 спряжению. Оставшиеся глаголы будут глаголами 1 спряжения.
Продолжая анализ глаголов "работать" и "получить", мы по форме инфинитива определили первый как глагол 1 спряжения, а второй отнесли ко второму.
Именно такая проверка необходима всем тем, кто хочет правильно написать букву в окончании глагольной формы. Необходимости в проверке ударного окончания нет – звук слышен. А вот когда звук в безударной позиции – пользуйтесь приведенной выше схемой.
Заканчивая данный раздел, отметим следующее.
• Многие из вас не знают значение глагола "зиждиться", поэтому исключают его из трех глаголов на –ИТЬ, относящихся к 1 спряжению. По словарю можно узнать, что "зиждиться" - книжное слово со значением "основываться, строиться на чем-то", самое частотное употребление примерно в таких оборотах "…устои, на которых зиждется наше общество". У этого глагола есть особенность, о которой специально речь пойдет ниже. Дело в том, что ряд форм "зиждиться" просто не образует, то есть имеет лакуны в парадигме (= совокупности форм).
• Редко встречается школьникам и глагол "зыбиться", к тому же в большинстве учебников он среди исключений не назван. Значение глагола – "колебаться, качаться, колыхаться". Во время учебы в школе при изучении произведений классической русской литературы вы встречали причастие от этого глагола в таком контексте: "Люблю воинственную живость/ Потешных Марсовых полей,/ Пехотных ратей и коней/ Однообразную красивость,/ В их стройно зыблЕмом строю/ Лоскутья сих знамен победных,/ Сиянье шапок этих медных,/ Насквозь простреленных в бою". Причастие показывает нам, что глагол относится к первому спряжению.
• При формулировке правила, как по инфинитиву определить спряжение, не пользуйтесь имеющимся в тексте старого, еще в 40-50 годы придуманного стиха выражением "с окончанием на -ить". Инфинитив имеет формообразующий суффикс –ТЬ, который в школе иногда называют окончанием, нам разница в термине сейчас безразлична. Гласный перед –ть входит в глагольную основу и в ряде форм сохраняется. Этот элемент чаще всего выделяют как суффикс, в работах лингвистов иногда характеризуют как интерфикс. О важности этого суффикса в правописании мы также поговорим ниже.
3. Глагол с двумя спряжениями? Или два глагола с одним?
Из рассказанного выше становится ясно, что определение типа спряжения – дело как будто простое. Однако именно тут мы найдем подводные камни, которым в школьной программе традиционно не уделяется достаточного внимания.
• Есть в русском языке глаголы, которые при изменении по лицам "прыгают" с окончаний одного спряжения на другое. Хочу, хочЕшь, хочЕт, хотИм, хотИте, хотЯт – словом, глагол "хотеть" в ед. числе спрягается по 1 спряжению, во мн.ч. – по 2 спряжению. Другой глагол – "бежать" - спрягается по 2, а 3л.мн.ч. образует по 1 спряжению: бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегУт. Эти глаголы называют "разноспрягаемыми".
Естественно, относиться к разноспрягаемым будут и приставочные образования от указанных слов – захотеть, побежать. А вот постфиксальное образование от глагола хотеть – "хотеться" считается глаголом 1 спряжения, так как единственная имеющаяся у него личная форма – "хочется" имеет окончание –Е (то есть по 1 спр.).
К разноспрягаемым относят еще и глагол "чтить", который в 3л.мн.ч. имеет 2 формы – чтУт и чтЯт. Правда, определить его как разноспрягаемый можно лишь в одном случае – в контексте Они чтут память… При употреблении формы чтят глагол относится ко 2 спряжению. Вероятно, при характеристике всех других его личных форм, имеющих И в окончании, глагол надо относить ко 2 спряжению – ведь окончания глагола ударные.
• Справочные и учебные пособия предлагают нам также список других глаголов, имеющих вариативность в образовании форм настоящего/ простого будущего времени. Скажем, глагол "мучить" имеет образования по 2 спряжению (мучит) и по 1 спряжению (мучает), но безударность личных окончаний в обоих случаях требует проверки по инфинитиву, поэтому глагол определяется как принадлежащий 2 спряжению. Конечно, нелогично, разбирая форму мучает говорить о 2 спряжении, но по разобранным выше правилам определения типа спряжения мы должны были бы прийти именно к такому выводу.
Грамматика-80 как пример глагола такого же типа приводит мяукать с формами мяукает и мяучит . Следуя нашему правилу, этот глагол окажется отнесенным уже к 1 спряжению, так как при безударных личных окончаниях инфинитив на –АТЬ говорит о принадлежности именно к этому спряжению.
Противоречие снимается при обращении к словарям: МАС предлагает нам глагол мучить 2 спряжения и мучать 1 спряжения, оба инфинитива указаны в Толково-словообразовательном словаре, но здесь мучать имеет помету "разговорно-сниженный" . Эти же словари дают две формы – мяукать и мяучить – с пометой "разговорный" для второго глагола в ТСС. Наличие двух глаголов (как и вообще двух слов) с одинаковым или близким значением для русского языка вполне обычно.
Попробуем сравнить с разобранными нами глаголы решать/ решает – решить/ решит или укорять/ укоряет – укорить/укорит. Разница в том, что в этих парах глаголы различаются по виду: первый в паре относится к несовершенному, а второй к совершенному виду. Глаголы, разбираемые выше, принадлежат к одному виду. Тогда вполне логична конкуренция между собой двух форм. У пары мяукать – мяучить продуктивным для дальнейшего образования оказался первый глагол (мяукнуть, промяукать), у пары мучать – мучить - второй (измучить, мучиться при просторечной намучаться). Кстати, исторические словари дают для древнейшего периода развития русского языка только форму "моучити", древнейшие тексты образований от глагола с суффиксом –а- не знают, можно предположить просторечный характер глагола и его более позднее образование в сопоставлении с "мучить".
Среди глаголов на –ать есть еще несколько, образующих две параллельные личные формы, но обе – одного спряжения, первого: кликают – кличут, кудахтают – кудахчут, хлестают – хлещут и махают-машут, в большинстве пар одна из форм оказывается просторечной. Стилистические различия в паре махает-машет, представленные в современном русском языке, в исторических словарях показаны как образования от омонимичных "махати", предполагаются лишь разные акцентные различия (на первом А или на втором А). Этап расхождения стилистических оттенков значений форм по словарям не отслеживается.
• Как особенность глагольной системы отмечается в учебниках такой факт: есть глаголы, имеющие сразу 2 инфинитива. Скажем, достигнуть – достичь, стелить – стлать . Действительно, никаких различий, в том числе стилистических, в первой паре обнаружить нельзя, поэтому МАС указывает оба инфинитива как варианты. Это глагол 1 спряжения. Аналогично два инфинитива есть у постигнуть – постичь (1 спряжение) и застигнуть – застичь (1 спряжение).
Можно предположить, что форма на –ЧЬ послужила когда-то базой для образования глагола несовершенного вида, то есть "достигать", "постигать", "застигать", а от этой формы по той же модели, что "мяукать – мяукнуть" образовалась форма на –НУТЬ опять совершенного вида. Эту версию подтверждает разбор слова "достичь" в словообразовательном словаре . А вот исторические словари дают образования с –нуть ("достигноути противоу троудомъ ихъ" в Несторовом Житии Феодосия Печерского ) наряду с формой на –сь ("достичи") уже с древнейших времен. Значит, и здесь с древности наблюдаем конкуренцию двух вариантов глагола.
• Наконец, необходимо перечислить глаголы, спряжение которых охарактеризовано в учебниках как "особое": есть, дать и все образованные от них, в том числе и не имеющие связи в современном русском языке (создать, надоесть). Эти глаголы изменяются по лицам так:
Я ем, дам Мы едим, дадим
Ты ешь, дашь Вы едите, дадите
Он ест, даст Они едят, дадут
4. Всегда ли можно легко образовать личную форму глагола?
Истоки ошибки, указанием на которую мы завершили предыдущий раздел, в том, что многие глаголы с –ВА- в основе инфинитива легко теряют её в личных формах: рисовать – рисуют, советовать – советуют, сновать – снуют. Другие же, напротив, сохраняют: связывать – связывают, указывать – указывают. Как же разобраться?
Личная форма глагола образуется в русском языке по определенным моделям. Характеристикой этой модели будет соотношение основы инфинитива (она же чаще всего основа прошедшего времени) и основы настоящего времени, они у глаголов различаются. Основы инфинитива могут совпадать (читать – писать), но принадлежность к разным моделям (в науке их называют словоизменительными классами, но для нас такая характеристика избыточна и не совсем точна) отражается в разных формах настоящего времени (читаj-ут – пиш-ут).
Тот словоизменительный класс, в который входит глагол "читать", имеет основу инфинитива на –А, в настоящем времени к ней добавляется –j-, происходит увеличение основы (к тому же классу принадлежат играть, мешать, гнить, дуть.). Глагол "писать" относят к другому классу, в котором при образовании личных форм происходит усечение основы и чередование согласной , в данный класс входят плакать, мазать, плясать. Именно в этот класс Грамматика-80 включает глаголы мурлыкать, махать, блистать (с формой "блещут" и "блистают"). Становится ясно, почему у них две возможные личные формы – они "не могут определиться", к какому классу относятся.
При этом носитель русского языка и грамотный человек без труда образует корректные формы от всех перечисленных глаголов. Но если глагол ему не знаком, или вообще редко употребляется в современной речи, возникнет ряд трудностей.
• связывать имеет формы "связывает" и "связует". Первая форма – обычная для современного русского языка (их связывает дружба, Вася связывает веревки). Употребить в предложенных контекстах вторую форму невозможно, она является устаревшей и стилистически маркирована как высокая. Модель, по которой она образована, сохраняется в формах "рисовать" - "рисует" (это еще один словоизменительный класс, куда входят глаголы на –ать).
• Обязывать образует формы "обязывает" и "обязует". Они используются в разных контекстах (положение обязывает – естественный контекст для первой, вторая чаще от возвратного глагола : я обязуюсь).
• Живописать образует форму лишь по архаичной модели – "живописует". Интересно, удалось ли кому-то из вас образовать эту форму самостоятельно? Есть и еще один вопрос: форма "живописует" оказывается формой настоящего или будущего времени? По Национальному корпусу русского языка мы отметили такие употребления: "В проекте…депутат живоптсует.." (наст.вр.), "Когда он вдохновенно живописует новый наряд…" (наст.вр.) и еще два примера иронического употребления формы в настоящем времени. МАС указывает на глагол "живописать" как на глагол сов. и несов. вида (вероятно, глагол следует отнести к двувидовым, хотя в списках его обычно не указывают ). Но употреблений формы будущего времени найти не удалось, да и вообще форма эта для современной речи крайне редкая.
• Формы от курлыкать мы легко образуем в сравнении с "мяукать" - "курлыкает" и "курлычет". Формы вариативны, хотя первая имеет помету "разговорная". По две формы 1 спряжения с небольшими различиями имеют кликать и рыскать.
• Алкать также имеет две формы – "алчешь" и "алкаешь". Литературной является первая, вы встречали причастие по её модели в монологе Чацкого: "В науки он вперит ум, алчущий познаний".
• А вот устаревший глагол мыкать хотя и имеет по МАСу формы "мыкает" и "мычет", используется все же в первой (горе мыкает). "Мычет" - форма грамматически верная, но, согласитесь, не очень возможная.
• Глагол метать также образует "метает" и "мечет". Но сегодня в очень многих контекстах формы отнюдь не взаимозаменяемы, так как разошлись не стилистически, а в значении. Спортсмен метает копьё (но не "мечет") – Рыба мечет икру. Интересно, но МАС отражает отнюдь не это, казалось бы, очевидное различие. Словарь дает омонимы "метать", но отдельным глаголом (с формой "метает") считается этот глагол в значении "метать петли". Исходя из словарной статьи, мы достаточно просто можем сказать "Спортсменка обычно мечет копье на 72 метра". Мы бы вам не советовали так говорить.
В конце раздела заметим, что разобранная нами тенденция просторечных, не кодифицированных языковой нормой глагольных форм всем известна. "Я им говорю: не *ложьте зеркало в парту – *ложат!" (кинофильм "Доживем до понедельника"), "Вот глупая: надо же *покласть яйца на дно сумки!" - сетует бабуля у магазина. Тенденция одинаковая – аналогическое выравнивание форм, сегодня регламентируемая нормой, но в истории языка носящая свободный характер, результатом чего стали "двойные" формы.
1. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов I спряжения при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-): беречь > берег-ут > берегущий; смотреть > смотр-ят > смотр-ящ-ий.
2. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глагола (или от основы глагола прошедшего времени) при помощи суффиксов -вш-, -ш-: привезти > привез-ш-ий; прочитать > прочита-вш-ий.
3. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов при помощи суффиксов -ем- (-ом-) (для I спряжения), -им- (для II спряжения): видеть > вид-ят > вид-им-ый.
4. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глагола (или от основы глагола прошедшего времени) при помощи суффиксов -т- (бить > би-т-ый); -нн- (развея-ть > развея-нн-ый); -енн- (забелить > забел-енн-ый).
Образование причастий зависит от грамматических показателей глагола.
Например, четыре причастия (с учётом возвратных - шесть) образуются от переходных глаголов несовершенного вида: копать > копающий (действ. наст.), копавший (действ. прош.), копаемый (страдат. наст.), копанный (страдат. прош.).
Страдательные причастия прошедшего времени имеются только у бесприставочных глаголов несовершенного вида: готовить (готовленный), делать (деланный), есть (еденный), сеять (сеянный) и т.д.
(По материалам Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин Русский язык. Трудные вопросы морфологии 10-11 класс, 2006)
Деепричастие - неспрягаемая, неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым, и совмещающая признаки глагола и наречия:Проходя мимо окон княжны, я услышал снова шаги за собой. (М. Лермонтов).
Деепричастию свойственны следующие грамматические признаки глагола:
- вид (деепричастия сохраняют вид исходного глагола): читать > читая (несов.в.), прочитав (сов.в.);
- переходность / непереходность: читать > читая (перех.);
- залог (имеют только те деепричастия, которые образованы от переходных глаголов): действительный (умывать > умывая) и возвратно-средний (умываться > умываясь).
Иногда говорят об относительном времени деепричастий: бежит, обгоняя соперников (одновременное действие), отдохнув, двинуличь дальше (предшествующее действие), вышел, сильно хлопнув дверью (последующее действие).
Как и наречие, деепричастие:
- не изменяется: читая (ср.: вчера);
- примыкает: читать сидя (ср.: читать вслух);
-выражает различные обстоятельственные значения: сидеть закрыв глаза (обстоятельство образа действия) - бежать вперед (обстоятельство места).
В предложении деепричастия выполняют функцию обстоятельства: Волны несутся, гремя и сверкая (Ф. Тютчев) - обстоятельство образа действия.
(Гольцова Н.Г., Шамшан И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. _ М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006.)
Союзы - служебные слова, используемые для связи однородных членов в составе простого предложения и простых предложений в составе сложного предложения: Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями (Л.). Все ее знали, и никто не замечал (П.).
По морфологическому составу союзы делятся на простые, состоящие из одного слова (а, но, что, если и др.), и составные, состоящие из нескольких слов (так как, потому что, после того, как, несмотря на то, что и др.).
По употреблению союзы представляют три разновидности:
1. Одиночные, употребляющиеся один раз. Из сочинительных союзов типичным в этом отношении является союз но (подчинительные союзы обычно одиночны): Ученый малый, но педант (П.).
2. Повторяющиеся: и - и, или - или, либо - либо, ни -ни, то - то и др.: За дождем не видно было ни моря, ни неба (М.Г.).
3. Двойные, компоненты которых взаимно связаны по употреблению. Двойными могут быть сочинительные союзы (как, так и, не только, но и): Пушкин создал различные произведения как в стихах, так и в прозе; союзы подчинительные (если - то, так как - то, лишь только - как и др.): И если кто виноват, то я один (Л.Т.).
По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на соединительные: и, да; и -и, ни - ни; сопоставительные: не только - но и, как - так и; противительные: а, но, да, однако, же, зато; разделительные: или, или - или, либо - либо, то - то, не то - не то, то ли - то ли; присоединительные: да и, также, тоже.
Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненных предложений. Некоторые подчинительные союзы могут распадаться на две части, например: потому, что; с тех пор, как и др.; одна часть образует соотносительное слово в главном предложении, другая - союз в придаточном. Подчинительные союзы делятся на временные, причинные, целевые, следствия, условия, уступительные, сравнительные, изъяснительные.
Нужно научиться отличать сложные союзы чтобы, тоже, также, зато от местоимений и наречий с предлогами или частицами что бы, за то, то же, так же.
Сравните:
Я тоже хочу петь (тоже - союз, который всегда пишется в одно слово). Я то же хочу петь, что и москвичи (то же - указательное местоимение с частицей же, которую можно отбросить, добавив слово самое к местоимению то: Я то самое хочу хочу петь).
Нужно бороться, чтобы жить (союз чтобы пишется в одно слово). Что бы предпринять в случае беды? (местоимение что с частицей бы пишется раздельно, причем частицу бы можно перенести в другое место: Что предпринять бы в случае беды?).
Много выстрадано, зато душенька теперь спокойна (союз зато пишется в одно слово). Я люблю вас за то, что юношеской мечте не изменили (предлог за с указательным местоимением то пишется раздельно).
(По материалам пособия Д.Э. Розенталя, И.Б. Голуб "Русский язык без репетитора").
Союзы
Если (если..., то...); чтобы; потому что; будто; хотя; несмотря на то, что; чем..., тем... и др. Например: Если уж видели репетицию, то приходите на спектакль.
Союзные слова
Который, какой, чей, кто, сколько, где, куда, откуда, зачем, отчего и др. Например, С улицы доносился шум, какой бывает только днем.
Что, как, когда могут быть и союзами, и собзными словами. Сравните:
1. Я не знал, что родители подарят мне коньки - Я не знал, чтó мне подарят родители.
2. Мы видели, как во двор въехал грузовик. - Неясно было, кáк грузовик мог въехать во двор.
3. Было уже темно, когда последний лыжник пришел к финишу. - Мы отметили, когдá последний лыжник пришел к финишу.