Орфография

Фонетика

Морфемика

Морфология

Синтаксис

Пунктуация

Лексика

Стили речи

Тренировочные задания

 

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЧАСТЬ 1

 

А1. В каком слове есть согласный звук [с]?

1) несдобровать                    2) узкий                      3) разговор                4)пятьсот

 

А2. В каком слове ударение на втором слоге?

1) избалован              2) собрала                  3) возбуждено                       4) квартал

 

А3. Какое слово имеет значение «оттенок, тонкое различие в чем-либо при сравнении явлений»?

1) окраска                  2) нюанс                    3) разграничение                  4) контраст

 

А4. В каком ряду все формы числительного образованы правильно?

1) до ста, до семиста, к семистам               3) в семистах, до семисот, в ста

2) к ста. в семиста, семьюстами                 4) в семистах, до семисот, в стах

 

А5. Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Научившись читать в пятилетнем возрасте,

1) в школе мне было скучно изучать азбуку.

2) письмом я не мог овладеть до восьми лет.

3) любимым моим занятием все-таки оставалось рисование.

4) учение в школе не представляло для меня никакого труда.

 

А6. Укажите предложение без грамматических ошибок.

1) Многие названия городов образованы от древних слов, мы которых уже не употребляем в речи.

2) Рисунки, которые я воображал, глядя на ржавые листы железа, менялись то ли под влиянием погоды, то ли возраста.

3) Хозяин принялся разливать борщ таким половником, на котором впору было отправиться в плавание.

4) Вначале приглушенные отдалением, но все более становясь слышимыми, в тишину постепенно прокрадывались звуки...

 

А7. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?

1) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.

2) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.

3) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.

4) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

 

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А8-А11.

А. Надо самому постараться найти верный путь, а потом уж изучать литературу по истории вопроса.

Б. Петр Леонидович Капица, возглавлявший Институт физических проблем, советовал своим сотрудникам не лазать по библиотечным полкам в поисках путей для решения новых проблем.

В. Капица слышал их от Резерфорда, когда работал под его руководством в Кембридже, Резерфорд – от Томсона.

Г. Такие наставления редко слышат ученики от своих учителей.

 

А8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился относительно самостоятельный текст?

1) А, Г, В, Б               2) А, Г, В. Б               3) Б, А, Г, В               4) Б, В, А, Г

 

А9. Какое предложение является односоставным или включает в себя односоставное предложение?

1) А                 2) Б                 3) В                 4) Г

 

А10. Какая характеристика соответствует предложению В?

1) сложноподчиненное

2) сложное бессоюзное

3) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью

4) простое с однородными членами

 

А11. Какие местоимения употреблены в предложении В?

1) личное (их) и притяжательное (его)                  3) оба местоимения (их и его) притяжательные

2) оба местоимения (их и его) личные                  4) притяжательное (их) и личное (его)

 

А12. В каком из данных слов есть приставка, корень, три суффикса и нет окончания?

1) последовательность         2) притаившись        3) увереннее              4) простительно

 

А13. Укажите неверное объяснение написания слова.

1) даННый – в суффиксе полного причастия или прилагательного от глагола совершенного вида пишется НН

2) крыжОвник – после твёрдых шипящих в основе существитель­ных пишется О (не Ё)

3) бреЕтся – в окончании глагола I спряжения пишется Е

4) освЯщённый традицией – проверяемая безударная гласная в корне слова

 

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) упл..тнить, запл..тить, спл..титься

2) за..вление, просв..щение, прит..жение

3) т..рритория, т..рмометр, компьют..рный

4) прик..саться, прик..сновение, к..сательная

 

А15. В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

1) помн..щий, (они) отпор..т

2) наде..щийся, (они) раскле..т

3) тле..щий, (они) выгляд..т

4) езд..щий, (щи) выкип..т

 

А16. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) возглавля..мый, (он) езд..т, выгор..л

2) испыту..мый, (он) посе..т, завис..л

3) постро..нный, (он) потерп..т, выпрям..лся

4) взвеш..нный, (он) выскаж..т, посе..л

 

А17. В каком(-их) ряду(-ах) во всех словах на месте пропуска пишется буква О?

1) медвеж..нок, деш..вый, за стриж..м                   3) луч..м, танц..вать, ш..рох

2) с ключ..м, ремеш..к, окруж..н                             4) бесш..вный, скач..к, над саранч..й

1) 1                 2) 1 и 2                       3) 3 и 4                       4) 4

 

А18. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется слитно?

1) Марина (не)только доверяла сестре, но и любила ее.

2) Аркадий (ни)чего не ответил и отвернулся.

3) Катя (не)сомневаясь ответила на вопрос экзаменатора.

4) Свечение моря вызвано (не)мистическими, а вполне объяснимы ми биологическими причинами.

 

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Иногда мяч влетал на трибуну ( ) и тогда все почему-то начинали смеяться.

1) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения. 2) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И входит в состав вводного предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.

 

А20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?

Вспыхивая разноцветным оперением (1) с дерева на дерево (2| перелетали попугаи (3) даже на лету (4) не переставая тараторить.

1) 1, 3             2) 2, 3             3) только З                 4) 3, 4

 

А21. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Деревня в семь домов стояла на взгорке, а чуть дальше за нею, в старой липовой роще располагалась школа.

2) В самом нижнем ряду мишеней разместился настоящий зоопарк: рябой боевой слон, тигр, подкрадывающийся к антилопе, жираф.

3) Интересно было сверху, с голубятни, смотреть на наш переулок.

4) Дачники-огородники с лейками, сумками, саженцами, закутанными в мешки, толпились у касс.

 

А22. На месте каких цифр должны быть запятые в данных предло­жениях?

В VШ веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила свое существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным. 

1) 1, 2, 3, 4                 2) 2, 3             3) 3, 4             4) 1, 2

 

А23. В каком из предложений (высказываний А.В.Суворова) НЕ НУЖНО ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Праздность есть мать скуки и многих пороков.

2) Искренность отношений правда в общении вот дружба.

3) Сам погибай товарища выручай.

4) Дисциплина мать победы.

 

А24. Укажите верное объяснение пунктуации в данном предло­жении.

Тяжело в учении – легко в походе.

1) Тире разделяет подлежащее и сказуемое.

2) С помощью тире обособляется приложение.

3) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения со зна­чением условия.

4) Тире ставится на месте пропущенного члена (сказуемого) в не­полном предложении.

 

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку за­пятых в предложении:

Хотя кометы (1) точно так же, как и планеты (2) вращаются вокруг Солнца (3) планетами (4) они не являются.

1) 1, 2, 4                     2) 2                 3) 3                 4) 2, 3

 

А26. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку не­достающих запятых в предложении?

Когда ко мне приходит (1) то (2) что называют вдохновением (3) и я с необыкновенной ясностью вижу конструкцию нового аппа­рата (4) и с необыкновенной быстротой делаю необходимые вы­числения (5) разве я не понимаю, что в меня влилась некая сила, не принадлежащая мне?

1) 1, 3, 5                     2) 2, 3, 5                     3) 1, 3, 4                     4) 2, 3, 4, 5

 

Прочитайте текст и выполните задания А27-А29, В1-В8, С1.

(1)В истории человеческих знаний немало подвигов. (2)Но очень немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Дмит­рием Ивановичем Менделеевым. (З)Величие научного подвига Мен­делеева не только не стирается временем, но продолжает расти. (4)И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца всё содержание одного из величайших в науке обобщений – периодического закона Менделеева.

(5)История строго и придирчиво отбирает и сортирует всё, что найдено и создано человеком. (6)Поразительная, ставшая привычной четкость таблицы Менделеева наших дней скрывает от нас гигантскую работу ученого по осознанию всего, что было известно до него о превращениях вещества, работу, благодаря которой стала осуществимой великая интуитивная догадка о существовании нового закона – закона периодичности свойств химических элементов.

(7)3аконы природы, открытые человеком, различны по объему познанного и по тому, в каких областях познания мира они действенны. (8)Их трудно сравнивать между собой. (9)Но законы сравнимы по самому главному – по возможности предсказания нового, предвидения неизвестного. (10)Периодический закон в этом отношении не имеет равных в истории науки: Менделеев указал путь направленного поиска в химии будущего. (11)Многие ученые, основываясь на периодическом законе, предсказывали и описывали неизвестные химические элементы и их свойства.

(12)История химии не знает подобного триумфа. (13)Открыт новый закон природы. (14)Вместо разрозненных, не связанных между собой веществ перед наукой встала стройная система, объединившая в одно целое все химические элементы. (15)Но Менделеев поставил перед наукой еще более грандиозную задачу: объяснить взаимную связь между всеми элементами, между их физическими и химически­ми свойствами.

(16)3акон Менделеева оказал огромное влияние на развитие знаний о строении атома, о природе вещества. (17)В свою оче­редь, успехи атомной физики, появление новых методов иссле­дования, развитие квантовой механики расширили и углубили сущ­ность периодического закона и периодической системы эле­ментов.

(18)Открытие закона периодичности – величайшая веха в развитии химии. (19)Теперь историки науки выделяют два периода в этом раз­витии: до закона и после закона.

(По П. Петрянову)

 

А27. В каких предложениях автор текста объясняет суть сделанного Менделеевым открытия?

1) 3 и 4                       2) 7 и 9                       3) 14 и 15                   4) 16 и 17

 

А28. Определите стиль и тип речи текста.

1) публицистический стиль; повествование

2) научный стиль; повествование

3) публицистический стиль; рассуждение

4) научный стиль; описание.

 

А29. В каком из предложений ИСПОЛЬЗУЕТСЯ фразеологическое сочетание?

1) 9                 2) 12               3) 16               4) 19

 

ЧАСТЬ 2

 

В1. Из предложения 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложений 7-14 выпишите краткое причастие.

В3. Напишите, какой вид связи используется в словосочетании ПРЕДСКАЗАНИЯ НОВОГО (предложение 9).

В4. Какое(-ие) из предложений 1-6 является(-ются) односоставным(-и) безличным(-и) или включает(-ют) в себя безличное предложение как часть сложного? Напишите его (их) номер(-а).

В5. В каких предложениях текста тире используется для выделения обособленных приложений? Укажите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 5-15 найдите сложное предложение с параллельным соединением придаточных. Напишите его номер.

В7. Среди предложений 4-11 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимения. Напишите его номер.

В8. Какие из указанных средств выразительности использованы в предложениях 1-6? Укажите их номера.

1) метафора                                       4) лексический повтор

2) эпитеты                                        5) синтаксический параллелизм

3) риторический вопрос

Hosted by uCoz